Прозвище «Мафиозник» — 25 фильмов о гангстерах к выходу Mafia: The Old Country
К выходу Mafia: The Old Country мы собрали для вас подборку из 25 разномастных гангстерских фильмов. Будьте уверены, каждый из них сулит первоклассное зрелище.
- Любовное письмо серии Mafia — три города, в которых нас нет
Классика жанра
«Крёстный отец» (The Godfather) / «Крёстный отец 2» (The Godfather Part II)
Кадр: Paramount Pictures" title=""/>«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»
Кадр: Paramount Pictures
Год: 1972 / 1974
Страна: США
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
Оценка: IMDb — 9.2 / 9.0; Letterboxd — 4.5 / 4.6
Нуждается ли в представлении гангстерская сага, определившая каноны жанра и ставшая синонимом к слову «киноэталон»? Стоит ли по десятому кругу рассказывать об иконической роли Марлона Брандо, о персонажной арке Майкла Корлеоне и об играх света и тени в операторской работе Гордона Уиллиса? Определённо не стоит.
Не все, однако, знают, что первый «Крёстный отец», при всех его художествах, умудрился стать самым кассовым фильмом в истории (пока его, три года спустя, не сместили с пьедестала «Челюсти» Стивена Спилберга). Добавьте к этому факту захватывающую историю создания, вишенкой на торте которой стало требование одиозного продюсера накинуть фильму третий час хронометража (про причине «чё-то контента маловато»), — и вы получите главный памятник прекрасной эпохе Голливуда 70-х годов, когда бал правили полусумасшедшие режиссёры с дерзким авторским видением, а публика с радостью несла свои денежки их оригинальным задумкам.
Кадр: Paramount Pictures" title=""/>«Держи друзей близко, а врагов еще ближе»
Кадр: Paramount Pictures
Если первый «Крёстный отец» стал хитом для всех категорий зрителей, то вторая часть ещё глубже врезалась в сердца профессиональным кинематографистам и прожжёным киноманам. Нотки романтизации мафиозной жизни, которые можно было уловить в первом фильме, в продолжении (и в то же время приквеле о юности дона Вито) сменились дьявольским холодом нового Майкла, под началом которого семья Корлеоне методично перестраивается в империю бизнеса и паранойи.
- Борода воина и брюхо зверя — авторский портрет Даниэля Вавры
«Славные парни» (GoodFellas)
Кадр: Warner Bros." title=""/>«Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером»
Кадр: Warner Bros.
Год: 1990
Страна: США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Оценка: IMDb — 8.7; Letterboxd — 4.5
Мартин Скорсезе — бесспорно крупнейший мастер итало-американского направления криминального жанра. В первую очередь потому, что все его работы источают горячее дыхание жизни — ту самую ламповую, весёлую и время от времени поэтическую интонацию, которая не то чтобы часто встречается в жанровом кино.
В «Славных парнях», главном козыре своей киноколоды, Марти выкрутил эту ламповость на максимум, бросив все силы на проработку героев (которые ни капли не герои) и поставив их существование в кадре превыше каких-либо завихрений сценария. Отдельная же благодарность за поддержание огня экранной жизни идёт великой актёрской троице: ни разу не хорошему Рэю Лиотте, плохому Роберту Де Ниро и охренеть какому злому Джо Пеши.
«Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America)
Кадр: Warner Bros." title=""/>«Всё что у нас осталось это воспоминания»
Кадр: Warner Bros.
Год: 1984
Страна: США
Режиссёр: Серджио Леоне
Оценка: IMDb — 8.3; Letterboxd — 4.2
Один из красивейших и грандиознейших фильмов в мире рассказывает историю гангстера по прозвищу Лапша (Роберт Де Ниро), который, прильнув к опиумной трубке, с забвенной улыбкой вспоминает всё хорошее, что пережил на своём бесславном жизненном пути.
Вопреки колоссальному размаху, неописуемо искусной операторской работе и незабываемой музыке Эннио Морриконе, смотреть и любить «Однажды в Америке» ощутимо сложнее, чем другие фильмы в криминальном жанре. Не столько потому, что эпопея Леоне (в правильной режиссёрской версии) идёт больше четырёх часов, сколько из-за непроглядной нравственной пустоты её главного героя. То же немногое, за что Лапша достоин хоть какого-то сочувствия, растёт из его горько-сладких воспоминаний об авантюрах юности, крепкой дружбе и первой любви.
«Город бога» (Cidade de Deus)
Кадр: StudioCanal" title=""/>«Убей — заставь уважать себя»
Кадр: StudioCanal
Год: 2002
Страна: Бразилия
Режиссёр: Фернанду Мейреллиш
Оценка: IMDb — 8.6; Letterboxd — 4.6
В Сидаде-де-Деуш, опаснейшей из фавел Рио-де-Жанейро, сталкиваются судьбы двух парней. Первый, по кличке Ракета, мечтает стать фотографом. Второй же, прозванный Малышом Зе, выбирает залитую потом и кровью стезю бандита.
«Город бога» иначе как феноменом не назовёшь. Причём феноменом многоуровневым. На первом уровне поражает то, что команда, решившая снимать в настоящих фавелах Рио, вообще эти съёмки пережила. Следом удивляемся тому, как со своей работой справились актёры, набранные в фильм не из профессионалов, а из реальных обитателей тех самых фавел. Добивает же всю эту феноменальность совершенство монтажа и кинематографии, превратившее фильм в неистовый музыкальный клип длиной в две оборванные молодости.
«Лицо со шрамом» (Scarface)
Кадр: Universal Pictures" title=""/>Say hello to my little friend!
Кадр: Universal Pictures
Год: 1983
Страна: США
Режиссёр: Брайан Де Пальма
Оценка: IMDb — 8.3; Letterboxd — 4.1
Ещё одна не требующая представления классика, без которой мир не узнал бы GTA: Vice City и не столь бы сильно полюбил гавайские рубашки. Аль Пачино в культовой роли Тони Монтаны белым порошком выписывает портрет человека, что откусил слишком большой кусок американской мечты и до последнего отказывался выплёвывать то, что не прожевала бы ни единая акула.
Британские гангстеры
«Долгая Страстная пятница» (The Long Good Friday)
Кадр: Criterion" title=""/>У американцев есть «Крёстный отец». У британцев есть «Долгая Страстная пятница».
Кадр: Criterion
Год: 1980
Страна: Великобритания
Режиссёр: Джон Маккензи
Оценка: IMDb — 7.5; Letterboxd — 3.9
Неделя перед Страстной пятницей у Гарольда Шенда, мягко говоря, не задалась. Сначала какие-то ублюдки, прямо на подъезде к церкви, взорвали машину его матери. Потом друга детства Гарольда посадили на перо в бассейне. Разрываясь между необузданным гневом и полным непониманием происходящего, крупнейший воротила Лондона ростом в метр с кепкой пытается разгрести весь этот bloody hell, попутно вынашивая план по глобальной перестройке столицы бывшей империи.
«Долгая Страстная пятница» — кино ни разу не комедийное, но это не мешает ему быть батей всему лучшему, что через пару десятков лет начнёт вытворять русский народный режиссёр Гай Ричи. Это дерзкая, сдобренная прог-рокерским саундтреком история зверя в деловом костюме — и вместе с тем ненавязчивый портрет Британии, только что вступившей на порог эпохи железной Тэтчер.
Главная же фишка фильма — ведущая роль Боба Хоскинса. Его вулканическая энергетика, игра одним оскалом и ядрёная смесь снобизма и простофильства слились в один из мощнейших мужских перформансов во всём криминальном жанре.
«Большой куш» (Snatch)
Кадр: Columbia Pictures" title=""/>«Не стоит недооценивать предсказуемость тупизны»
Кадр: Columbia Pictures
Год: 2000
Страна: Великобритания
Режиссёр: Гай Ричи
Оценка: IMDb — 8.2; Letterboxd — 4.0
К слову о Гае Ричи, не смеем забывать про его общепризнанно лучший фильм. Сборник крылатых цитат, парад роскошных персонажей и бесконечный поток бандитской тупости, выученный наизусть каждым уважающим себя киноманом.
«Убрать Картера» (Get Carter)
Кадр: MGM" title=""/>«Я почти забыл цвет твоих глаз. Всё такой же. Будто кто-то в снег нассал».
Кадр: MGM
Год: 1971
Страна: Великобритания
Режиссёр: Майк Ходжес
Оценка: IMDb — 7.3; Letterboxd — 3.7
Великий Майкл Кейн играет лондонского гангстера Джека Картера, который возвращается в родной город на похороны брата. От полицейских Картер узнает, что его брат напился и попал в аварию. Однако бандитская чуйка подсказывает, что дело было совсем не так.
Брутально-элегантная картина, непринятая современниками, но со временем возведённая в пантеон британского кино. Её сюжет неспешно, но уверенно выстраивается на беспринципных действиях главного героя, природу которого исчерпывающе описал сам Майкл Кейн:
«Одной из причин, почему я решил сыграть в этом фильме, было моё прошлое. В британских фильмах бандиты рисуются либо придурками, либо шутниками. А мне хотелось показать, что в действительности они ни то ни другое. Бандиты далеко не глупы и они уж точно не шутят. Картер — это тупиковая ветвь развития моего окружения. Моего детства. Этот тип мне хорошо знаком. Он призрак Майкла Кейна»
«Сексуальная тварь» (Sexy Beast)
Кадр: Film4" title=""/>«Да или да?»
Кадр: Film4
Год: 2000
Страна: Великобритания / Испания
Режиссёр: Джонатан Глейзер
Оценка: IMDb — 7.3; Letterboxd — 3.9
Полнометражный дебют Джонатана Глейзера, в котором крайне самобытный режиссёр нашутился на всю жизнь вперёд. Для фильма-ограбления у «Сексуальной твари» крайне типичный задел: бандит (Бен Кингсли) приезжает к медвежатнику на пенсии (Рэй Уинстон), чтобы убедить того провернуть ещё одно ограбление. Нюанс в том, что второй так сладко пригрелся у бассейна на испанском солнышке, что ни в какую не убеждается. Первый же, оказавшись законченным социопатом с манией контроля, продолжает напирать, пока затянувшийся рекрутинг не превращается в полный сюр.
Если вам показалось, что всё это звучит как британский спин-офф Grand Theft Auto V, то вам не показалось. Продумывая сюжетный тон «пятёрки», Rockstar действительно вдохновлялись хладнокровно-отбитым стилем «Сексуальной твари». Бен Кингсли же, в своё время взявший «Оскар» за роль абсолютного миролюбца Махатмы Ганди, здесь выдаёт диаметрально противоположный перформанс в духе Ганди Ядерного. Сам же актёр искренне признавался, что списал этот образ со своей бабушки.
«Бронсон» (Bronson)
Кадр: Vertigo Films" title=""/>It’s a sin
Кадр: Vertigo Films
Год: 2008
Страна: Великобритания
Режиссёр: Николас Виндинг Рефн
Оценка: IMDb — 7.0; Letterboxd — 3.6
До того как прославиться «Драйвом» и удариться в вязкое неоновое пижонство, Николас Виндинг Рефн снял уморительное и дико стильное кино с Томом Харди в роли реального хронического зэка Чарльза Бронсона. И если это не лучшая роль в карьере актёра, то точно самая зажигательная — будто он сожрал три кило чистой харизмы, запил её бензином и изрыгнул всё это добро в лицо зрителю.
С биографическим жанром этот фильм делает то же самое, что его герой вытворяет с тюремными порядками: то крушит их об коленку, то сводит в клоунаду. Бронсон важен Рефну не как человек, а как карикатура на вечного преступника, который, даже не будучи убийцей (в отличие от большинства героев этой подборки), всё равно оказывается абсолютным олицетворением беспричинного насилия.
Японские якудза
«Сонатина» (Sonatine)
— Ну вот, теперь пешком идти придётся.
Кадр: Shochiku" title=""/>Взрывают машину с человеком внутри.
— Ну вот, теперь пешком идти придётся.
Кадр: Shochiku
Год: 1993
Страна: Япония
Режиссёр: Такеши Китано
Оценка: IMDb — 7.5; Letterboxd — 4.1
Такеши Китано — автор уникальный. Каким-то чудом ему удаётся сочетать своё чугунное чувство юмора с тонкой меланхолией по скоротечности жизни. Причём для пущего комедийного контраста Китано мешает этот коктейль на базе историй про якудзу, где каждый бандит держит морду кирпичом, как Лесли Нильсен в «Голом пистолете».
Свою «Сонатину» Такеши-сан построил на четырёх чисто гангстерских эпизодах: повод к разборкам, прибытие на разборки, большая перестрелка и роковой финал. Однако пространство между этими эпизодами он заполнил отборным ребячеством в стиле «пляжный эпизод». Так и получается, что пока серьёзные дядьки играются в бумажных солдатиков и стреляют друг в друга фейерверками, зритель постепенно начинает ценить каждую проведённую с ними секунду. Потому что понимает — совсем скоро этой безмятежности придёт конец.
«Бледный цветок» (Pale Flower)
Кадр: Shochiku" title=""/>«Вот бы солнце никогда не всходило. Обожаю эти зловещие ночи».
Кадр: Shochiku
Год: 1964
Страна: Япония
Режиссёр: Масахиро Синода
Оценка: IMDb — 7.7; Letterboxd — 4.0
Заходит отмотавший срок киллер в притон, а там якудза в ханафуду играют. Сел напротив адреналинозависимой социопатки и влюбился. Смотрит на неё долго, а потом говорит: «Я могу её исправить». Будто не знает, чем заканчится такой анекдот, если режиссёр решит рассказать его в жанре нуар.
«Бледный цветок» Масахиро Синоды расцвел в эпоху, когда молодая поросль японских режиссёров осмелилась привнести в родное кино нечто новое — а именно заинтересованный взгляд на жизнь послевоенных маргиналов. Вдохновившись открытиями французской новой волны, Синода породнил густую атмосферу нуара с завораживающей японской ритуальностью. Последняя превратила азартные игры в зрелище из разряда «ничего не понятно, но очень интересно».
«Рождённый убивать» (Branded to Kill)
Кадр: Nikkatsu" title=""/>А с чем у вас ассоциируется запах риса на пару?
Кадр: Nikkatsu
Год: 1967
Страна: Япония
Режиссёр: Сэйдзюн Судзуки
Оценка: IMDb — 7.2; Letterboxd — 3.9
Порочный холод «Бледного цветка» — лишь одна из многих форм японской новой волны. Режиссёр-хулиган Сэйдзюн Судзуки предлагает нечто совсем иное — бесшабашное авангардное безумие, сотканное из крови, абсурда, сексуальных фетишей на еду и визуальной раскрепощённости в стиле поп-арт.
Впервые увидев финальный монтаж «Рождённого убивать» за сутки до намеченной премьеры, боссы студии Nikkatsu посмотрели на Судзуки с лицом Майка Вазовски и уволили его к чёртовой онибабушке. Впрочем, разразившийся следом скандал лишь сыграл на руку будущему культовому статусу фильма, а режиссёра превратил в главное лицо японской контркультуры.
«Почему ты не играешь в аду?» (Why Don’t You Play in Hell?)
Кадр: King Records" title=""/>На съёмках фильма ни один статист не пострадал
Кадр: King Records
Год: 2013
Страна: Япония
Режиссёр: Сион Соно
Оценка: IMDb — 7.1; Letterboxd — 4.0
Странности судьбы сводят команду амбициозного (и изрядно поехавшего) инди-режиссёра с главарём преступного клана, который однажды пообещал жене сделать их дочь звездой больших экранов.
Из этого лихого сюжетного задела у Сиона Соно — такого же самобытного безумца, как и его главный герой — родилось кино о любви к кино, не признающее никаких полумер. Этакий «Новый кинотеатр “Парадизо”» — только с реками крови, бесстыдным чувством юмора и горами отсылок на всё то, откуда любит красть Квентин Тарантино.
«Балет пуль» (Bullet Ballet)
Кадр: Kaijyu Theater" title=""/>«Детишки, не играйте в плохие игры»
Кадр: Kaijyu Theater
Год: 1998
Страна: Япония
Режиссёр: Синъя Цукамото
Оценка: IMDb — 7.0; Letterboxd — 3.9
Не в силах пережить самоубийство своей невесты, мужчина пытается добыть оружие, чтобы свести счёты с жизнью. Однако у малолетних бандитов, случайно оказавшихся у него на пути, были свои жалкие планы.
Если бы лязг холодного металла под дождём был фильмом, он был бы «Балетом пуль» — монохромным месивом из физического и психологического саморазрушения, дошедшего до точки невозврата, после которой боль сменяется омертвевшим нервным напряжением и улыбкой висельника с оскалом на зубах.
Об ограблениях
«Схватка» (Heat)
Кадр: Warner Bros." title=""/>«Не привязывайся ни к чему, чего бы не смог бросить в течение тридцати секунд, когда запахнет жареным»
Кадр: Warner Bros.
Год: 1995
Страна: США
Режиссёр: Майкл Манн
Оценка: IMDb — 8.3; Letterboxd — 4.3
Эпический драматический боевик великого Майкла Манна о заочном противостоянии двух прожжённых профи — отпетого грабителя Нила Макколи (Роберт Де Ниро) и громогласного и одержимого работой копа Винсента Ханны (Аль Пачино).
В голливудской зоне криминального жанра редко складывается так, что исход битвы «добра» со «злом» остаётся непредсказуемым до самых финальных кадров. «Схватка» же бесконечно ценна тем, что наотрез отказывается сводить это противостояние к двум крайностям. Вместо этого Манн бросает все ресурсы на то, чтобы накачать своих героев мощными характерами и глубокими мотивациями, за драматизмом которых все механизмы жанровых клише уйдут далеко на задний план.
Будучи мужчиной, не стыдно плакать на фильмах. Стыдно — не пустить скупую слезу, глядя как Роберт Де Ниро устремляет усталый взор в синеву залива Санта-Моника.
«Мужские разборки» (Rififi)
Кадр: Pathé" title=""/>«Иди поиграй с одногодками»
Кадр: Pathé
Год: 1955
Страна: Франция
Режиссёр: Жюль Дассен
Оценка: IMDb — 8.1; Letterboxd — 4.3
Бан по причине «коммунист» выдворил режиссёра Джулиуса Дассина из Голливуда и родных США во Францию. Там, спустя пять лет безработицы, он снял главный фильм своей карьеры и по совместительству один из первых фильмов-ограблений, который позже вдохновит не только постановщиков-последователей, но и многих реальных медвежатников.
С первого взгляда «Мужские разборки» кажутся классикой жанра, сегодня требующей от зрителя щедрой скидки на возраст. А потом Дассен вкидывает сцену, в которой квартет героев полчаса (!) в полной тишине (!!) воплощают в жизнь тщательно спланированный взлом, при котором каждое резкое движение и лишний звук выбивают из колеи похлеще любого скримера.
Фильм вообще весь такой — постоянно скачет от нуля до ста, выдавая на сотке настолько яркие секвенции (взять то же ограбление, либо насильный «урок джентльменства» от Жана Серве, либо головокружительный финал), что к «нулю» со временем не остаётся никаких претензий. Ведь то, что поначалу казалось томной экспозицией, в итоге принимает очертания размеренного знакомства с героями, без которого ни одна из лучших сцен не возымела бы своего эффекта.
«Красный круг» (Le Cercle Rouge)
Кадр: Fono Roma" title=""/>«Все в чем-то виноваты, хоть и приходят в мир невинными»
Кадр: Fono Roma
Год: 1970
Страна: Франция
Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль
Оценка: IMDb — 7.9; Letterboxd — 4.2
Одного (усатого Алена Делона) только что выпустили из тюрьмы с особым условием. Второй (Джан Мария Волонте) спрыгнул с поезда, сбежав из рук комиссара. Третий (Ив Монтан) спился до белой горячки, но как-то умудряется держать себя в руках. Собравшись вместе, они без лишних слов затеяли ограбление ювелирного салона, о котором поутру напишут все газеты Парижа.
Пока не убежали от «Мужских разборок», стоит вспомнить, что изначально этот фильм должен был снимать Жан-Пьер Мельвиль — французская икона криминального жанра, автор культового «Самурая» с Аленом Делоном и один из главных мастеров немногословного кино. Тогда, в 1955 году, он решил уступить работу оголодавшему Жюлю Дассину. Но, как оказалось, лишь для того, чтобы через 15 лет снять всё то же самое, но на свой неповторимый манер — в холодных цветах, леденящих душу взглядах и в гробовом молчании, на этот раз растянувшемся не только на сцену взлома (столь же отточенного, как у Дассина), но и на весь остальной фильм.
«Захват поезда Пелэм 1-2-3» (The Taking of Pelham One Two Three)
— Во Вьетнаме так же говорили, до сих пор свинец из жопы выковыриваю.
Кадр: United Artists" title=""/>— Без паники! Ничего не случится, пока вы подчиняетесь моим приказам.
— Во Вьетнаме так же говорили, до сих пор свинец из жопы выковыриваю.
Кадр: United Artists
Год: 1974
Страна: США
Режиссёр: Джозеф Сарджент
Оценка: IMDb — 7.6; Letterboxd — 4.1
Новый рабочий день нью-йоркского метрополитена у всех начался не с той ноги. Пока крикливый начальник рубки Центрального вокзала наводит суету из-за упавшего в толчок обручального кольца, юморной лейтенант транспортной полиции проводит рабочую экскурсию японским инженерам, с каменным лицом угарая над их незнанием английского. Казалось бы, когда четверо тяжеловооружённых преступников захватывают поезд с пассажирами и начинают требовать выкуп, все шутки должны сойти на нет. Но этого не происходит. Потому что чёрный юмор — не помеха работе настоящих профессионалов.
«Захват поезда Пелэм» — по всем фронтам идеальное развлекательное зрелище, выросшее из умнейше прописанного сценария. Бесконечно нагнетаемое напряжение здесь подгоняется диалоговым драйвом, детальным погружением в структуру работы метро, целым ворохом крутейших персонажей и опасными противоречиями внутри преступного квартета. Отдельная же песня — это заочное противостояние непроницаемого лейтенанта (Уолтер Маттау) с сурово манерным инициатором захвата (Роберт Шоу), по крутости ничем не уступающее ранее упомянутой «Схватке» Де Ниро и Пачино.
«Афера» (The Sting)
Кадр: Universal Pictures" title=""/>Роберт Редфорд и Пол Ньюман — один из ярчайших экранных дуэтов в истории кино (проверено не только «Аферой», но и вестерном «Бутч Кэссиди и Санденс Кид»)
Кадр: Universal Pictures
Год: 1973
Страна: США
Режиссёр: Джордж Рой Хилл
Оценка: IMDb — 8.2; Letterboxd — 4.2
В Чикаго 1930-х начинающий мошенник (Роберт Редфорд) объединяет силы с признанным мастером (Пол Ньюман), чтобы замутить супермутку против крупного гангстера (Роберт Шоу).
«Афера» — уникальное по тональности зрелище, полное сюжетных поворотов внутри поворотных сюжетов и вместе с тем работающее по лучшим законами немого кино (даже близко не будучи немым). Выйдя в 1973 году, фильм не особо вписался в канву авторского бума Нового Голливуда, из-за чего многие считают «Аферу» одним из незаслуженных победителей «Оскара». Но на деле же это один из тех случаев, когда Киноакадемия предпочла отдать победу образцовому зрительскому фильму. Что порой в разы ценнее прославления «важного» кино.
О волках-одиночках
«Самурай» (Le Samouraï)
Кадр: Criterion" title=""/>«Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях»
Кадр: Criterion
Год: 1967
Страна: Франция
Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль
Оценка: IMDb — 8.0; Letterboxd — 4.2
В ключевой роли своей карьеры Ален Делон, облачённый в доспехи из тренчкота и федоры, играет киллера Жефа Костелло — одиночку с повадками столь же холодными, как сталь его глаз, и с мотивацией столь же неявной, как всё не высказанное в этом фильме вслух.
«Самурай» Жан-Пьера Мельвиля — один из самых влиятельных фильмов в мире. Особенно когда дело касается историй о добровольных отшельниках, затмить которых в моменте удаётся разве что городу, который тот знает как свои пять пальцев. У Нью-Йорка был Трэвис Бикл из «Таксиста», у Лос-Анджелеса — Водитель из «Драйва», а у Петербурга — наш «Брат» Данила Багров. И все они так или иначе обязаны своим существованием Жефу Костелло и пасмурным бульварам Парижа.
«Наёмный убийца» (The Killer)
Кадр: Golden Princess Film Production" title=""/>«В нём есть что-то героическое. Совсем не похож на убийцу, очень спокойный, как будто погружён в мечты. Глаза полны страсти».
Кадр: Golden Princess Film Production
Год: 1989
Страна: Гоноконг
Режиссёр: Джон Ву
Оценка: IMDb — 7.7; Letterboxd — 4.1
«Этот фильм посвящен Мартину Скорсезе и памяти Жан-Пьера Мельвиля. Двум мастерам, очень повлиявшим на меня», — рассказывает Джон Ву в режиссёрском комментарии к «Наёмному убийце», фильму об элегантном киллере Джеффри (Чоу Юньфат), терзаемом чувством вины за то, что во время выполнения задания ненароком ослепил ни в чём не повинную певицу Дженни (Салли Е).
Настроение главной работе в карьере гонконгского мастера исчерпывающе задаётся открывающей сценой. Изолированный от внешнего мира, наёмный убийца сидит в церкви в окружении свечей. Играет меланхоличная музыка. От алтаря разлетаются белые голуби. В довлеющей над сценой тишине чувствуется загадка, стиль и безгранично неописуемая печаль. Уже в этот момент зритель понимает, что его ждёт кино, разрывающее сердца не только крупнокалиберными пулями, но и наваристой мужицкой мелодрамой, что ни капли не стесняется своих чувств.
«Вор» (Thief)
Кадр: United Artists" title=""/>«Никому не ври. Особенно близким, только всё испортишь. А чужие — кто они такие, чтобы им врать?»
Кадр: United Artists
Год: 1981
Страна: США
Режиссёр: Майкл Манн
Оценка: IMDb — 7.4; Letterboxd — 4.1
В дебютном (но уже роскошном) фильме Майкла Манна Джеймс Канн играет первоклассного взломщика, который намерен провернуть последнее крупное дело и уйти на заслуженную пенсию. Однако перед этим ему предстоит раздать столько стиля и тестостерона, что они потекут через экран и кристаллизуются в чистейший вайб, блестящий дождливым холодом городского неона.
«Револьвер» (Revolver)
Кадр: Canal+" title=""/>«Единственный способ стать умнее — играть с более умным противником»
Кадр: Canal+
Год: 2005
Страна: Великобритания / Франция
Режиссёр: Гай Ричи
Оценка: IMDb — 6.3; Letterboxd — 2.9
Самый нетривиальный фильм русского народного режиссёра рассказывает о том, как внезапно волосатый Джейсон Стэйтем играет в 3D-шахматы в своей голове, тем самым оттачивая мастерство выживания в криминальных кругах. Крупнейшее же преступление здесь кроется в том, как жестоко этот фильм недооценивают.
Ничего подобного «Револьверу» (что в плане смелости концепции, что в плане красоты операторской работы) Ричи не снимал ни до, ни после. И наверняка уже не снимет. Конечно, не все смелые решения работают идеально, а от философских вставок так и разит языком пацанских цитатников, — но ни в одном другом фильме Ричи не чувствуется той же страсти и тяги создать что-то по-настоящему оригинальное.
«Взрыв тишины» (Blast of Silence)
Кадр: Universal Pictures" title=""/>Бэйби бой Фрэнки Боно — ходячее олицетворение тихого омута
Кадр: Universal Pictures
Год: 1961
Страна: США
Режиссёр: Аллен Барон
Оценка: IMDb — 7.4; Letterboxd — 3.8
А здесь мы можем наблюдать одного из старейших представителей вида «Вау, он буквально я». «Взрыв тишины» — это снятый на коленке за $20 тысяч и культовый в узких кругах фильм о наёмном убийце Фрэнки Боно, страдающим от плохо скрываемой тревожности и безответного любовного интереса.
По большей части этот тип (сыгранный самим режисёром Алленом Бароном) бродит по предрождественскому Нью-Йорку, с брутальным видом выслеживает жертву и пытается уговорить несговорчивого подельника продать ему револьвер с глушителем. Параллельно закадровый голос по кулдауну называет нашего героя «бэйби боем» и щитпостит ему в голову репликами в духе «Одинокий волк должен быть одинок». Так что неудивительно, что ближе к финалу Фрэнки уже не знает, кого глушить первым: цель, подельника или собственные неврозы.
- Идеальный Солид Снейк — 5 фильмов с Лукой Маринелли из Death Stranding 2
Обсудим?
Смотрите также: